Проектная и исследовательская деятельность«Как помочь ребенку создать свой первый проект?» Мир вокруг нас меняется с невероятной скоростью. То, что вчера казалось невозможным, сегодня становиться реальностью. Несколько лет назад, мы и подумать не могли, что дети в начальной школе должны будут создавать собственные проекты. Но, «времена не выбирают, в них живут и побеждают». В образовательных стандартах второго поколения отражены такие личностные характеристики как: конкурентоспособность, целеустремленность, саморегуляция, самоорганизация, инициативность, активность, креативность, умение работать в команде (коммуникативность). Чтобы сформировать, уже в начальной школе, такие качества традиционных методов образования недостаточно. Метод проекта предоставляет широкие возможности для формирования личности ребенка, установления метапредметных связей. Проект позволяет творить, экспериментировать, исследовать, проявлять способности, почувствовать себя успешным. Уважаемые родители, проект вашего ребенка - это ваш шанс проявить свою заботу, заинтересованность его школьной жизнью, показать свою любовь, плодотворно провести время. Часто наши заботы о ребенке сводятся к организации быта, а дети хотят, чтобы им уделяли время, тогда они чувствуют, что их любят. Работа над проектом – это всегда инициатива ребенка, желание решить какую либо задачу, проблему, ситуацию. Проект не может быть «обязательным» заданием учителя, темой навязанной взрослыми. Проектная работа должна иметь социальную значимость (кому она полезна, где может быть использована) или практическую направленность. Не стоит исследовать ради исследования. Ребенок должен получать удовольствие от самого процесса работы над проектом. Следует понимать, что не каждая проектная работа «мировое открытие», но это труд и усилия вашего ребенка и относиться к этому надо с уважением и энтузиазмом. Многие родители узнав, что их ребенок начал работу над проектом, не знают, как ему помочь и совершают типичные ошибки «из лучших побуждений»: -Подмена деятельности ребенка своей -Навязывание идей -Скептическое отношение к идеям и деятельности ребенка -Планирование предстоящей работы без участия ребенка -Включение в проектную работу слишком сложной, не соответствующей возрасту информации -Предоставление готовых ответов, не давая возможности самостоятельного поиска Что же нужно сделать и как себя вести, чтобы не попасть в «ловушки типичных ошибок».
Оценивание проектной деятельности ФИО учащегося ___________________________________
Возможен другой вариант: Оценивание проектной деятельности
Далее приводим приблизительный план оформления текстового варианта оформления проектной работы и общие требования к презентации. Таблицы предоставляют широкий (развернутый) вариант оформления. Выберите пункты, соответствующие возрасту вашего ребенка и направлению проектной работы (практико-ориентированный, исследовательский, социальный проект). Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Требования к презентации.
Сведения, содержащиеся в данных таблицах пригодятся вашему ребенку в средней и старшей школе. Уважаемые родители, чтобы Вы более четко понимали требования к проектной деятельности вашего ребенка, приводим примерные методические рекомендации для юных исследователей.
«Обучен тот, кто учится сам». Юным исследователям. Ребята, разработка проекта - это не обычная деятельность. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется проводить собственные исследования. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Для того, чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. В этом тебе помогут предложенные вопросы. Как выбрать тему исследования Начало любого исследования – это тема твоей работы. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
Цель и задачи исследования Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Запиши цель своего исследования:__________________________________________________________________ Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования:__________________________________________________________________ Гипотеза исследования Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:
Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную на второе и т.д. Запиши свою гипотезу:__________________________________________________________________ Организация исследования Как составить план работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Предлагаю тебе список доступных методов исследования:
Воспользуйся методами, которые помогут проверить твою гипотезу и запиши свои ответы. Подумать самостоятельно С этого надо начинать любую исследовательскую работу. Задай себе вопрос: - что я знаю об этом? - какие суждения я могу высказывать по этому поводу? - какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? Посмотреть книги о том, что исследуешь Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, районную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь. Спросить у других людей Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалисты для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информацию, полученную от других людей. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний. Запиши все новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет. Сегодня ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Так же с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников. Запиши все, что тебе помог узнать компьютер. Понаблюдать. Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - все это также можно использовать в исследованиях. Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проверки наблюдений. Проведи свои наблюдения запиши информацию, полученную с помощью наблюдений. Провести эксперимент. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть ты проведешь не один, а несколько экспериментов. Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов. Подготовка к защите исследовательской работы Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:
Как это сделать? Выделить из текста основные понятия и дать им определения Понятия – это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить. Подготовить текст Текст должен быть кратким и его можно составить по такому плану:
От чего зависит успех? Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти не сложны, но эффект от них велик. -Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. -Действуя, не бойся совершить ошибку. -Будь достаточно смел, чтобы принять решение. -Приняв решение, действуй уверенно. -Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. -Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов. |
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |